Почему же, почему люди тупеют?

Меня(и наверное не только меня) давно мучает вопрос: почему в Минобре сидят всякие уроды, которых не выпнут оттуда? И когда они там появились?
И вот недавно наткнулся на прелюбопытную статью:

О математике и не только о ней. 20 лет спустя...
Нашел свою старую статью, начала 90-х годов. Интересно посмотреть — что изменилось за 18 лет с момента написания.

МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО ОБОЛВАНИВАНИЯ.

Прочтите условия следующих задач.

1) Две бочки, вместимостью по А ведер, наполнены смесью спирта и воды. В первой эти жидкости смешаны в отношении m:n, во второй — в отношении p:q. По сколько ведер нужно отлить из каждой бочки, чтобы из отлитых частей можно было составить смесь, в которой спирта и воды поровну, а смешав то, что останется, получить смесь, в которой спирта и воды r:s?

2) В двух чанах налита вода. Чтобы в обоих было поровну, нужно перелить из первого во второй столько, сколько там было, потом из второго в первый столько, сколько в первом осталось, и наконец из первого во второй столько, сколько во втором осталось. Тогда в каждом чане окажется по 64 ведра. Сколько ведер воды в них было сначала?

3) Три лица A, B и C сдали свои капиталы в рост. B имеет на 1000 р. больше, чем A, а С на 1500 р. больше, чем A; B получает одним процентом, а C двумя процентами больше, чем A; ежегодный доход B на 80 р., а доход С на 150 р. больше, ежегодного дохода A. Определить три капитала и доходы на них.

Попытайтесь решить эти задачи, иначе не вполне поймете пафос данной статьи. А для того, чтобы Вам было интереснее решать, сообщим, что взяты они из одного прекрасного и довольно старого задачника. Это «Сборникъ алгебраическихъ задачъ. Часть первая. Для классовъ третьяго и четвертаго. Шестое изданiе, перепечатанное с пятаго безъ изменений». Издан в Москве, в 1897 году. На титульной странице имеет надпись: «Одобренъ, как весьма полезное пособiе, и удостоенъ премии Императора Петра Великаго». Напомним, что в дореволюционной гимназии годовую оценку «пять» можно было получить только в том случае, если можешь решать любую задачу из стабильного сборника! Итак, найдутся ли в нашем городе учащиеся, которые могли бы справиться с задачами за 4-й класс дореволюционной гимназии?

Те, кто попытался решить задачи, наверняка убедился, что дело это непростое и требует особой подготовки не только от учащихся, но и от учителей. Возникает вопрос: неужели третьеклассники 100 лет назад лучше знали математику, чем многие современные старшеклассники и преподаватели математики? На этот вопрос отвечал известный донецкий учитель В.Ф.Шаталов в своей книге «Точка опоры».

Когда же произошло столь разительное падение в требованиях к знаниям учащихся по математике, к уровню развития их логического мышления?

Сравним две задачи.

Первая. «Чтобы выкачать воду из котлована, поставили два насоса. Один из них мог бы выкачать всю воду за 18 ч, другой за 16 ч. Сначала работал только первый насос в течение 2 ч 45 мин, а затем второй в течение 6 ч. Сколько потребуется времени, чтобы выкачать оставшуюся воду, если оба насоса будут работать вместе?»

Вторая: «Две трубы наполняют бассейн в 16 часов. Если бы в течение четырех часов вода текла из обеих труб, а потом первую закрыли, то одна вторая окончила бы наполнение бассейна в 36 ч. Во сколько времени каждая труба отдельно наполняет бассейн?»

Нетрудно сделать вывод, что это задачи одной и той же сложности. Но первая взята из сборника задач К.С.Богушевского и К.П.Сикорского для учащихся пятых классов, изданного в 1955 г., а вторая все из того же сборника 1897 г. издания.

Но, может быть, это задачи, искусно вырванные из контекста двух книг с целью повысить представление об уровне сложности задач тридцатилетней давности? Право же, сборник, изданный в 1955 году, в этом не нуждается. Об этом можно судить хотя бы по уровню сложности задач предлагавшихся для итоговых контрольных работ. Вот одна из них. Ее обязан был решить КАЖДЫЙ ученик 6 класса, иначе его просто оставили бы на второй год. Это хорошо знают сотни тысяч учителей математики, работавших в те годы в школе. (Заметим в скобках, что этот уровень школьной математики соответствовал периоду создания передовой отечественной науки, военной промышленности, авиации, освоения космоса...). Итак, контрольная задача, которую мы предлагаем решить нашим читателям:

«Три бригады колхоза начали одновременно пахоту земли. Установленная по плану норма вспашки первой бригады относилась к норме вспашки второй бригады, как 5:4, а норма вспашки второй бригады относилась к норме вспашки третьей бригады, как 2:1,5. В дальнейшем первая и третья бригады увеличили ежедневную норму вспашки на 10%, а вторая на 20%. Таким образом, к одному и тому же сроку первая бригада вспахала на 7 га больше второй бригады. Сколько гектаров земли вспахала к этому сроку каждая бригада?»

А какие задачи решают современные шестиклассники?

N 100. «Какие числа противоположны числам 124, -124, 37, -38, 3, 4, 0?»

N 300. «В бассейн налили 1400 куб.м. воды, что составляет 35% объема всего бассейна. Чему равен объем всего бассейна?»

N 500. «Найдите значение степени: 1*9, 2*3, 8*2, 3*2.»

N 700. «Колхозник положил в сберкассу на срочный вклад (3% годовых) некоторую сумму денег. Через год его вклад стал равен 412 рублям. Сколько рублей положил колхозник в сберкассу?»

N 900. «Найдите произведение 1/2 и 3/4. Проверьте результат, представив эти числа в виде десятичных дробей.»

N 1100. «Длина диаметра земного шара приблизительно равна 12,7 тыс.км. Скольким тысячам километров равна длина радиуса и длина экватора Земли?»

Следуя логике нумерации, дальше нужно было бы дать задачу под N 1300, но ее в книге уже нет.

Даже непосвященному, далекому от преподавания математики человеку из приведенных примеров становится ясным, что уровень математического мышления школьников конца XX в. низведен к механическим операциям, формульным стереотипам, не дающим пищи ни уму, ни чувству.

Так вот… что изменилось за 18 лет, с введением ЕГЭ? Повысился уровень математического мышления в России?

anstor.livejournal.com/26812.html
  • +2
  • Просмотров: 5105
  • 16 сентября 2014, 21:25
  • Anatoly74
Понравилcя материал? Не забудьте поставить плюс и поделиться в социальной сети!

  Предыдущая запись в моем блоге
Про население...
Следующая запись в моем блоге  
Атака на ЦБ??? Или на его отвязку от ФРС?
13 сентября 2014
17 сентября 2014

Комментарии (8)

+
+1
Только вот ЕГЭ тут не при чем. ЕГЭ призван стандартизировать итоговую проверку знаний. Благодаря ЕГЭ реально вообще контроль знаний стал адекватным. Я сдавал обычные экзамены в школе в 90-ые годы. У меня не было ЕГЭ, как и у многих здесь. И то, что там творилось в школах при сдаче, как носились с отличниками, «типа идущими на медаль» — это был просто бред. ЕГЭ от этого избавил и, кроме того, способствовал чистке вузов, потому что теперь нормальные ученики могут подавать в любые вузы.

В общем плюсов от ЕГЭ куча. А уровень образования — это вопрос уже другой. И, кстати, именно ЕГЭ помогает выявлять проблему образования, когда Рособразование вынуждено понижать порог по русскому языку, так как ученики не тянут просто. А раньше их бы натянули, и через цепочки чиновников 70% троечников превратились бы в отчетах в 17%.

И да, сами учителя не могут решать нормально ЕГЭ. Это тоже было показано при проверке ЕГЭ по литературе. Так что просто ждите. ЕГЭ — правильная система оценки знаний. И школам придется соответствовать уровню. К этому уже все и движется.

Редактирован: 16 сентября 2014, 21:44
avatar

  18  KranX Сообщений: 1786 - Жека

  • 16 сентября 2014, 21:39
+
0
Качество современного образования и реформа-1970
Костенко И.П.

Качество современного школьного математического образования, сравнительно с 1940-1950-ми годами, упало раз в тридцать.

Основание: в 1949 г. по данным АПН примерно 70% учащихся 9-10 классов страны верно решали задания по алгебре, геометрии и тригонометрии, т.е. имели оценки не ниже “хорошо”, а в 2009 г. ЕГЭ-тестирование первокурсников МАДИ показало 2,4% таких студентов (примеч. Здесь не очень ясно, что автор в точности имеет в виду, хотя общий смысл достаточно прозрачен). Можно предположить, что во столько же раз (наверное, во много раз больше) упало количество качественных специалистов. Следствие — рост числа промышленных, экологических и социальных катастроф.

Исторический анализ позволяет точно установить момент начала снижения качества обучения — 1956 г., когда из школы-семилетки были “изгнаны” (термин реформаторов) учебники А.П.Киселева. И уже следующая министерская контрольная проверка 1957 г. фиксирует ухудшение показателей успеваемости.

1956 г. — рубежный год в истории нашей школы, с этого года в нее вторглись реформаторы и начали планомерную четырнадцатилетнюю подготовку к ее реформе. Подготовка эта называлась тоже “перестройкой”. Качество обучения за все эти годы продолжало перманентно снижаться.

Реформа началась в 1970 г. (ровно 40 лет назад — юбилей!) и катастрофически завершилась в 1978 г. Вот свидетельство ее непосредственного участника академика Ю.М. Колягина: “Когда были обнародованы результаты приемных экзаменов,… среди ученых АН СССР и преподавателей вузов началась паника. Было повсеместно отмечено, что математические знания выпускников страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений фактически отсутствуют”. Т.е. в результате реформы произошло обессмысливание знаний учащихся и утрата навыков. С тех пор эти результаты только усугубляются, — сегодня уже фиксируется незнание студентами таблицы умножения.

Последовавшие за реформой в 1980-х гг. “’меры” по “совершенствованию” “неудовлетворительных” программ и “недоброкачественных” учебников закрепили эти результаты. Потому что не затронули основные принципы “онаученных” программ и сохранили “подкорректированные” учебники реформаторов (они навязываются школе и по сей день) и учебники их последователей.

“Демократические” реформы 1990-х гг. стимулировали дальнейшую деградацию уже всей школьной жизни и отвлекли внимание школы от учебного процесса. “Отвратительное” качество математических знаний школьников и студентов стало привычным. Его связь с реформой-1970 постепенно забылась. Нам предлагают новые объяснения низкого качества образования, наиболее массово понятое из которых — недостаток финансирования. Переводят наше внимание и активность на новые ложные цели — всеобщую компьютеризацию и информационные технологии обучения. В то время как строгие научные исследования физиологов доказывают, что “обучающие” компьютерные технологии приводят к атрофии способности анализировать информацию, т.е. к дальнейшему “отуплению” школьников. Уже необратимому.

Подлинная первопричина деградации заключена в реформе-1970, в ее идеологии “высокого теоретического уровня” обучения (приныип-ВТУ). Эта идеология, которую академик Л.С. Понтрягин назвал в 1980 г. “порочной”, направляет наше образование (в частности, через учебники) по сей день. В 1997 г. В.И. Арнольд подтвердил диагноз: “Выхолощенное и формализованное преподавание математики на всех уровнях сделалось, к несчастью, системой”.

Вот несколько реформатеорских инноваций, строго сохраняющихся 40 лет:

“Ужатие” арифметики. Уничтожение методики развития мышления с помощью устного счета и с помощью содержательных арифметических задач. Разрушение классической методики обучения обыкновенным дробям. В итоге, разрушение фундамента — начального математического образования.

Перегрузка программ высшей математикой. Авторы не понимали, что она требует иного качества мышления, которым дети не обладают (их мышление конкретно-образное и конкретно-действенное). Результат — разбухание программ, резкий рост объема учебников (сравнительно с Киселевым — в три раза), формализм знаний, сокращение времени для выработки навыков (их нет). Смешение элементов арифметики, алгебры, геометрии и теории множеств в начальной школе. Смешение элементов алгебры, тригонометрии и анализа в старших классах. Т.е. ликвидация классического предметного обучения и выведение из школы дидактического принципа системности. В итоге хаотизация содержания учебных программ, сильно затрудняющая учащимся их усвоение и сделавшая в принципе невозможным создание хороших учебников.

Изгнание из нашей школы лучших в мире учебников А.П. Киселева( в некоторых зарубежных школах они работают до сих пор). Ликвидация принципа единого стабильного учебника. Результат — хаотизация работы учительского сообщества, затрудняющая обмен опытом и совершенствование преподаваня.

Повышение “научного уровня” строгости и теоретичности изложения материала в учебниках. В частности, внедрение аксиоматического метода организации учебного материала в геометрии. Результат — вымывание из учебников настоящей методики. Нынешние учебники не читают ни учащиеся, ни учителя. Потому что они непонятны. Геометрия стала самым нелюбимым предметом, геометрическую задачу могут решить лишь 1% абитуриентов (данные МАДИ).

Для официального сокрытия результатов реформы-70 использовалась “процентомания”. А вина за низкое качество знаний учащихся перекладывалась на учителей. Эти приемы ввел в 1970-х гг. министр-реформатор М.А. Прокофьев. Главный результат для детей — “унижение математикой” (проф. Ю.В. Покорный), отвращение к математике, деградация личности.

На вопрос “Что делать?” академик В.И. Арнольд ответил под аплодисменты участников Всероссийской конференции “Математика и общество” (Дубна-2000) “Я бы вернулся к Киселеву”.
avatar

  20  Anatoly74 Автор Сообщений: 3710 - Анатолий

  • 16 сентября 2014, 22:16
+
0
Перегрузка программ высшей математикой. Авторы не понимали, что она требует иного качества мышления, которым дети не обладают (их мышление конкретно-образное и конкретно-действенное). Результат — разбухание программ, резкий рост объема учебников (сравнительно с Киселевым — в три раза), формализм знаний, сокращение времени для выработки навыков (их нет). Смешение элементов арифметики, алгебры, геометрии и теории множеств в начальной школе. Смешение элементов алгебры, тригонометрии и анализа в старших классах. Т.е. ликвидация классического предметного обучения и выведение из школы дидактического принципа системности

вот с этим особенно согласен

ключевое — «формализм знаний». И преподавание в вузах тоже страдает этим. Особенно в провинциальных (в столичных и ведущих вузах страны там совершенно другой мир и подход)
avatar

  18  KranX Сообщений: 1786 - Жека

  • 16 сентября 2014, 22:21
+
0
Только вот ЕГЭ тут не при чем.

Приведу диалог с форума:
Задача за 6 класс, из контрольной работы 1955 года.

«Три бригады колхоза начали одновременно пахоту земли. Установленная по плану норма вспашки первой бригады относилась к норме вспашки второй бригады, как 5:4, а норма вспашки второй бригады относилась к норме вспашки третьей бригады, как 2:1,5. Выполняя свои обязательства по социалистическому соревнованию, первая и третья бригады увеличили ежедневную норму вспашки на 10%, а вторая на 20%. Таким образом, к одному и тому же сроку первая бригада вспахала на 7 га больше второй бригады. Сколько гектаров земли вспахала к этому сроку каждая бригада?»

Контрольная за 6 класс 1958 года.

1. Совхоз засеял пшеницей три участка земли. Площадь первого участка составляла 48% всей площади трёх участков, а площади второго и третьего участков относились между собой, как 2,75:33/4. Найти всю площадь трёх участков, если первый участок на 91 га больше второго.

2. Выполнить действия: ((20,412 + 1: 0,32 — 19,577) * (1 + 6/11)): (19,362 — 12: 16/25)

3. Разделить 660 на три части обратно пропорциональные числам 0,25; 2/9; 1,5.

Сравнить по трудности надо именно задачи про колхоз и про совхоз. Пожалуйста, выскажите своё мнение.

Задача из итоговой контрольной работы за 6 класс (современная).

Путешественник в первый день прошёл 15% всего пути, во второй день 2/7 всего пути.
Какой путь был пройден им во второй день, если в первый он прошёл 21 км?

Задача из итоговой контрольной работы за 6 класс 2070 года. (Предполагаемая — всё к этому идёт.)

У Маши было 3 яблока. Одно яблоко она отдала Мише. Сколько яблок осталось у Маши?


Это не 6 класс и не 2070 год. На календаре 2014, задачи из ЕГЭ за 11 класс этого года.

В1. В летнем лагере 310 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 40 пассажиров. Какое наименьшее число автобусов требуется заказать, чтобы перевести всех детей и воспитателей из лагеря в город?

В2. В старинной книге полезных советов «Домострой» имеется рецепт десерта Шарлотка. Для приготовления Шарлотки следует взять 12 фунтов яблок. Сколько килограммов яблок надо взять хозяйке для приготовления Шарлотки? Считайте. Что 1 фунт равен 400 грамм.
avatar

  20  Anatoly74 Автор Сообщений: 3710 - Анатолий

  • 16 сентября 2014, 22:25
+
0
благодаря этому ЕГЭ как раз выявляет любой уровень знаний. И позволяет даже двоечнику показать, что он хоть чем-то отличается от первоклассника.
Приведены в примере B1 и B2. Сложность возрастает постепенно. Есть B10, а есть и вообще раздел С со сложными задачами.

Задачи ЕГЭ соответствуют школьной программе. Он не обучает, а проверяет знания.
А вот проблемы нашего образования имеют системный характер и началась гораздо раньше введения ЕГЭ, который помог эти проблемы обнажить.
avatar

  18  KranX Сообщений: 1786 - Жека

  • 16 сентября 2014, 22:37
+
0
Вот подборка задач ЕГЭ. Решить надо 5 задач из 21. Задачи, доступные третьекласснику (детсадовцу) выделены, к остальным дано решение.

B1
На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 30 руб. за штуку. У Вани есть 450 руб. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет Маше на день рождения?
В2
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха (в градусах Цельсия) в Ярославле по результатам многолетних наблюдений. Найдите по диаграмме количество месяцев, когда средняя температура в Ярославле была отрицательной.
В3
Найдите площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рисунок). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
В4.
Поезд Новосибирск-Красноярск отправляется в 15:20, а прибывает в 4:20 на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?
B11
Прямоугольный параллелепипед описан около сферы радиуса 1. Найдите его объем.


В5
Найдите корень уравнения (1/3)(х-3) = 1/9
Решение: 1/9 = (1/3)2 Значит х — 3 = 2; х = 5
B6
Треугольник АВС вписан в окружность с центром О. Найдите угол ВОС, если угол ВАС равен 32 градуса.
Решение: 32*2=64
В7
Найдите значение выражения 38∙411/127
38∙411 = 37∙47∙3∙44 = 127∙3∙256;
127∙3∙256 /127 = 768
B9
Диагональ основания правильной четырёхугольной пирамиды равна 6. Высота пирамиды равна 4. Найдите длину бокового ребра.
32 + 42 = х2; 9 + 16 = 25; х = 5
В10
В сборнике билетов по биологии всего 55 билетов, в 11 из них встречается вопрос по ботанике. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику достанется вопрос по ботанике.
11/55 = 0,2
В13
Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 70 км. На следующий день он отправился обратно в А со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3 часа. В результате велосипедист затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из В в А. Ответ дайте в км/ч.
Любой третьеклассник знает, что путь = скорость*расстояние. 70 = 7*10 = 10*7; Обратно он ехал с большей скоростью. Ответ: 10

Предположим, что питомцы учителя заканчивают 6 класс. (не 3 и не детсад)

После 19 мая, когда ученики (даже последний ботаник) в мыслях уже на летних каникулах, учитель рассказывает шестиклассникам, что ЧЕРЕЗ 5 лет они будут сдавать ЕГЭ. После чего знакомит их с задачами этого самого ЕГЭ.
Сначала из первого спойлера. Ученики 5 минут смеются.

Затем, когда воодушевлённые ученики успокоятся, из второго спойлера. В течении 10-15 минут ученикам объясняются все нюансы остальных шести задач. В оставшееся время урока устно решается ещё 30-40 заданий похожего типа.

На следующем уроке ученики самостоятельно прорешивают (учитель консультирует) ещё полсотни подобных задач.
В заключении 3-х урочного экскурса в будущее, проводится пробное ЕГЭ. (Естественно даём детям не 4 часа, а 40 минут.) Ученики, как один, получают 48-56 баллов за ВЗРОСЛОЕ ЕГЭ, им сообщается, что есть ещё 10 задач и 5 лет учёбы.

Чтобы обеспечить шестиклассникам хорошее настроение на ВСЕ 3 месяца летних каникул, на последнем уроке сообщаем, что 52-мя баллами гордятся лучшие гимназии.

Учитель, который не проводил в 6-ом классе подобную, психологическую, подготовку к ЕГЭ — халтурщик!


Новость: Минимальный порог был снижен с 24 до 20 баллов.

ЕГЭ засчитан всем, кто решил 3 дебильные задачи за 3 класс.

Теперь ЕГЭ проверяет, учился ли выпускник после 1 класса.


Отловил девочку девяти лет — выпускницу 2-го класса. Легко решила две задачи. Над третьей думала. Поздравил её с получением выпускного аттестата за 11 классов. Но девочка «крутая» — второе место на олимпиаде в своем районе г. Архангельска.
avatar

  20  Anatoly74 Автор Сообщений: 3710 - Анатолий

  • 16 сентября 2014, 22:51
+
0
так не ЕГЭ в этом виноват то
ну давайте надаем им сложных задач, пусть никто не решит и все повесятся. так что ли?

Повторю: проблемы нашего образования имеют системный характер и начались гораздо раньше введения ЕГЭ, который помог эти проблемы обнажить.

Потому что без глобального теста ни директора школ, ни администрации районные, ни министры — никто не признал бы, что у них половина двоечников. А результаты ЕГЭ никуда не деть и не спрятать. молиться надо на ЕГЭ, а не ругать его

Редактирован: 16 сентября 2014, 23:06
avatar

  18  KranX Сообщений: 1786 - Жека

  • 16 сентября 2014, 23:00
+
0
а что мешает чиновникам ежегодно снижать уровень ЕГЭ?

Редактирован: 17 сентября 2014, 09:54
avatar

  9  bia99 Сообщений: 44

  • 17 сентября 2014, 09:53

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Начать торговлю с Альпари